Продолжаем учить матчасть.
Сегодня исследуем мультипликатор P/E, самый популярный в инвестиционной среде, буквальный смысл которого вынесен в заголовок этой статьи: цена прибыли. P/E нам показывает, сколько денег мы платим за каждый рубль прибыли прошлого года компании, покупая ее акцию.
P/E читается по русски как «стоимость бизнеса/чистая прибыль», а рассчитывается формулой
Price / Earnings ratio, где
Price – рыночная капитализация компании;
Earnings ratio – чистая прибыль компании.
Рыночная капитализация компании по-другому называется стоимостью компании, рассчитывается умножением текущей цены акции компании на количество всех акций, эмитированных компанией. И если капитализация компании – дело, казалось бы, объективное, определяемое рыночным консенсусом, то размер годовой прибыли компании берется из годовой отчетности и сильно зависит от порядочности ее менеджеров.
Мультипликатор P/E обычно сравнивают со средним значением по отрасли. Чем меньше этот коэффициент по отношению к среднему, тем более недооцененной считается компания по сравнению с аналогами. Высокое значение коэффициента может говорить как о переоцененности компании, так и о нежелательном падении чистой прибыли. Также по P/E сравнивают с компаниями-аналогами, у которых ROE и ROS практически одинаковы. ROE – это коэффициент рентабельности капитала, а ROS – коэффициент рентабельности продаж (о них подробнее в следующих статьях про мультипликаторы). Здесь та же логика, что и в отраслевой оценке. Если у компаний рентабельность продаж и капитала примерно одинаковы, то чем меньше P/E у конкретной компании, тем дешевле сейчас эта компания в сравнении с конкурентами.
Недостатков у этого мультипликатора много. Самый обсуждаемый звучит так: существует три вида лжи – ложь, наглая ложь и статистика (не знаю, бухгалтерская отчетность это статистика, или еще худшая ложь). Понимать это надо так, что компании могут (и зачастую пользуются этим) манипулировать показателями в годовой отчетности, в частности, размером прибыли. По мне, так этот недостаток мультипликатора вовсе не касается инвесторов, я даже не понимаю, почему он так часто обсуждается в сообществе. Если менеджмент компании в сговоре с основным акционером прячет прибыль, так он ее прячет и от миноритарных акционеров, таким образом эта компания вряд ли платит значимые дивиденды и представляет для нас интерес.
Гораздо более интересные для нас недостатки P/E заключаются в том, что мы, инвесторы, любим покупать будущую прибыль, а не прошедшую. И главное, я особенно люблю покупать будущую щедро распределенную прибыль, то есть я люблю покупать дивидендную доходность. С этой точки зрения, мультипликатор P/E хотя и информативен, но сам по себе недостаточен для принятия решения об инвестициях доходным инвестором.
Для меня чаще высокие значения этого индикатора, вкупе с неудовлетворительной дивидендной доходностью, указывают на правильный момент для продажи акции, и лишь иногда и отчасти, его низкие значения сигнализируют, что пришло хорошее время для покупок.