Эта часть седьмой главы "Разумного инвестора" Грэма в оригинале называется "Поле деятельности активного инвестора". Она пространна, текст занимает 12 страниц и, вероятно, что ее содержание мы будем комментировать также не одной статьей....
Стратегия выбора акций и момента для проведения операций с ними, способная на протяжении длительного времени обеспечивать инвестору более высокую прибыль, чем в среднем по рынку, должна отвечать двум требованиям: 1) она должна быть достаточно рациональной и разумной и 2) должна отличаться от инвестиционных стратегий, применяемых большинством инвесторов и спекулянтов. Наш опыт и результаты исследований позволяют рекомендовать три подхода к инвестированию, соответствующие данным требованиям...
Эти "три подхода" далее не перечислены, а выделены в подглавки, это – (1) относительно малоизвестные крупные копании, (2) покупка "выгодных" ценных бумаг и (3) "особые случаи". Названия для стратегий звучат двусмысленно и непонятно. На самом деле, это три совершенно различных стратегии... как отмечает Грэм, требующие разного запаса знаний и степени темперамента. Грэм их перечисляет, и мы будем комментировать, от простого к сложному.
Самая простая из стратегий: относительно малоизвестные крупные копании.
"Малоизвестные" – не точный перевод. Грэм имеет в виду "не модные", но крупные компании. То есть они известны и на виду, но не пользуются популярностью у спекулянтов и крупных инвесторов. Они не "акции роста", хотя о них знают все. Например, наш Газпром. Всем известен, но совершенно не в моде уже лет шесть.
Активный инвестор, использующий данный подход, должен сконцентрироваться на крупных компаниях, не избалованных вниманием широкой публики. ...при инвестировании в некрупные компании существует опасность того, что их рентабельность так и останется низкой, а рынок так и не обратит на них внимания, несмотря на рост финансовых показателей. В этом плане у крупных компаний два преимущества. Во-первых, ресурсы в виде капитала и знаний помогают им преодолевать трудности и наращивать прибыль. Во-вторых, рынок всегда быстро реагирует на улучшение их финансового состояния.
Далее Грэм предлагает простую проверку на исторических данных несложной стратегии: допустим инвестор каждый год приобретает акции 6-10 компаний, входящих в расчет индекса Доу-Джонса и имеющих самые низкие значения "цена/прибыль" (PE), и каждый год корректирует портфель в соответствии с методом. В первые 16 лет (1917-1933) расчетов подход не принес заметно бОльшей прибыли, чем индекс. Но с 33-го года по 69-ый анализ 34 годовых инвестиционных периодов показал, что только в 3 случаях "дешевые" акции отставали от индекса, в 6 случаях они имели примерно ту же, что и индекс, доходность, а в 25 случаях доходность была заметно выше рынка.
Если брать индекс ММВБ-10, то мы увидим и "модных" и "простых". Сбербанк, Уралкалий, Русгидро я бы отнес к модным. Газпром, Лукойл, Роснефть, ВТБ и Норникель я бы отнес к золушкам рынка. Я не знаю, у кого какой сейчас РЕ, кто лучше, а кто хуже смотрится фундаментально, я сужу только по выражениям лиц популярных аналитиков от брокерских компаний при упоминании той или иной акции... Осталось только провести пусть даже самый простой фундаментальный анализ – посчитать и сравнить их РЕ, выбрать что и почем покупать к Новому году – стратегия по Грэму готова. Маловата диверсификация на мой вкус, но с другой стороны, инвестор будет иметь в портфеле самые крупные компании, флагманы своих отраслей...
Правда, не стоит забывать и про первые 16 лет, когда акции крупнейших компаний Доу-Джонса с низким РЕ не приносили выдающегося результата. Такие времена могут повториться. Я предполагаю, что эта стратегия должна включать в себя более детальное сравнение акций по фундаментальным показателям. Инвесторам было бы полезно видеть не только, сколько прибыли в каждой акции, но и то, кому идет эта прибыль, кредиторам или инвесторам, а значит – следить за уровнем долга компаний, сравнивать прибыль с процентными платежами. Было бы полезно сравнивать ROE, рентабельность активов... И стоило бы учитывать средние значения РЕ для отрасли, ибо, судя по всему, стратегия теряет доходность, когда рынок в целом перекуплен.
Вывод мой прост, так как все предлагаемые в этой главе Грэмом подходы ориентированы на активного инвестора, то наличие навыков использования мозга автор просто не обсуждает. А нам об этом забывать не стоит. В арсенале активного инвестора на самом деле нет механических стратегий. А то, что предлагается – лишь иллюстрация подхода, требующая размышлений и доведения до практического применения.
В любом случае, мы теперь знаем пользу от телевизора: нелюбимые аналитиками акции крупнейших корпораций требуют внимания. Запомним это.
Вторая, более сложная стратегия, – покупка "выгодных" ценных бумаг.
Тема очень интересная и затрагивает многие вопросы, которые я пока избегал обсуждать на вОкруг да ОкОлО. Но, видимо, час пробил. Обдумаю все еще раз, для этого отложу написание статьи на послезавтра.