Последние две недели было много вопросов по сбытам. В связи с планами государства перекроить розничный рынок и передать финансовые потоки, ранее проходившие через сбытовые компании, уполномоченным банкам с надзором НП "Совет рынка", встают вопросы: будут ли прежние дивиденды, будут ли вообще сбытовые компании рентабельны, будут ли вообще сбытовые компании. Вопросы актуальны, но сразу скажу, что ответов у меня на них нет. И думаю, что ни у кого сейчас ответов на них нет, даже у тех людей, что реформу эту готовят.
Приобретая акции сбытовой компании полезно понимать, что такое энергосбытовые компании, какие задачи они решают и откуда у них деньги?
Первое, что нужно знать, что в технологической цепочке "производитель электроэнергии – потребитель электроэнергии" сбытовые компании отсутствуют. То есть, за редким исключением, никаких реальных активов у сбытов нет, их главный актив – база конечных потребителей.
Основная функция сбытовой компании: сбор денег с потребителей и направление этих средств на оптовый рынок и в адрес сетевых компаний. То есть сбыты – это ворота, вход для всех денег, что вращаются в энергетике. Многие сетевые компании, получив в свое распоряжение крупные, очень крупные суммы денег, с рассрочкой платежа поставщикам энергии и сетям в два месяца, занялись банковским бизнесом, что внесло дополнительные риски в систему. Правительство предполагает передать прием средств и их перераспределение банкам, поставив на контроль за распределением НП "Совет рынка".
Расчет стоимости электроэнергии и выставление счетов, обеспечение сбора денежных средств, взыскание просроченной задолженности, разъяснительная работа с конечными потребителями – это те функции в которых заменить сбытовые компании будет трудно. Самые важные вопросы реформы: кто будет нести риски неплатежей, которые до этого момента брали на себя сбыты? Будут ли риски достаточно компенсированы сбытовыми надбавками, которые теперь будут определять в НП "Совет рынка"? Как трансформируется бизнес модель ведущих сбытовых компаний в новых условиях? Ответов на эти вопросы пока нет.
Я полагаю, что намечаемая реформа позитивна если не для сбытовых компаний, то для широкого круга инвесторов в российские энергетические акции. Бизнес сбытовых компаний должен стать более прозрачным, миноритарии будут лучше информированы. Говоря по-русски – из сбытов уйдут жулики. Реформа сбытов в идеале должна повысить устойчивость энергетической отрасли в целом.
Мой замысел со сбытами выглядел следующим образом. Отобрать регионы с богатыми конечными потребителями электроэнергии. Таких регионов в России пара десятков. Из сбытов контролирующих денежные потоки этих регионов выбрать компании с более-менее приличными основными собственниками, и регулярно выплачивающие дивиденды. Я полагал, что подборка из 5-10 сбытовых компаний, акции каждой из которых в моем портфеле не будут весить более 5%, а акции всех не более 30% – рискованная, но разумная инвестиция. Это действительно было так: все деньги, которые я вложил в сбытовые компании, они уже вернули мне дивидендами. Продавать? Худшая стратегия рождается в спешке.
А вот теперь действительно важный для нас вопрос: имеет ли смысл и дальше покупать акции сбытовых компаний? У меня нет однозначного ответа на него. Ответ на этот вопрос требует, как прояснения основных положений будущей реформы, так и ясности относительно того, как долго эта реформа будет внедряться. С чем в последние десятилетие у мира есть большие проблемы, так это с ясностью, и Россия тут не исключение. Эта мутная вода вокруг сбытов может разливаться не один год. Что делать?
Я сейчас жду развития событий и формирую свое мнение, рассчитывая к концу июня опубликовать свой инвестиционный план на 12-13 годы. Надеюсь, что эта заметка, если не даст ответов, то поможет вам поставить себе правильные вопросы.